Описание
Информация о персоне: Питер Брёцман
Питер Брёцман (6.03.1941) - джазовый музыкант (саксофонист).
Петер Брёцман родился в Ремшайде (Германия). Позднее его семья переехала в Вупперталь, где музыкант живет и по сей день. С начала 1960-х годов Брёцман вместе с другими молодыми музыкантами принимает активное участие в становлении европейского джаза. Возникший незадолго перед тем в Америке так называемый свободный джаз (фри-джаз) неожиданно находит живой отклик в Европе.
В 1968 году Брёцман собирает легендарный октет, в состав которого входят, в частности, саксофонисты англичанин Ивен Паркер и голландец Виллем Бройкер, в дальнейшем ставшие двумя ведущими исполнителями фри-джаза в Европе. Эта группа записывает один из самых знаменитых альбомов свободного джаза „Machine Gun", по сути, ознаменовавший прорыв европейской джазовой музыки, признанной, наконец, и за океаном. Влияние этого альбома велико и по сей день, не только джазмены всего мира, но и музыканты многих, подчас весьма радикальных, направлений — вплоть до панк-рока, воспринимают эту пластинку как некий ориентир.
Из последующих проектов, воплощенных Брёцманом в 1960–1970-е годы, следует отметить его работу в дуэте с голландским ударником Ханом Беннинком, в трио с английскими музыкантами (беженцами из ЮАР) Харри Миллером и Луисом Мооло, а также на редкость удачные сольные альбомы (что у исполнителей на духовых случается нечасто!).
В 1980-е годы известность Брёцмана выходит далеко за рамки европейского джаза — свидетельством чего становится его появление в составе фри-фанкового ансамбля „Last Exit" (где также играли известный продюсер и басист Бил Ласвел, гитарист Сонни Шеррок и ударник Рональд Шеннон Джексон). Эта группа также оказала воздействие широкого диапазона,— в том числе и на современную популярную музыку.
Совместные выступления и записи с американскими музыкантами Брёцман продолжил и в 1990-е годы. Он собрал и возглавил два постоянных состава — квартет „Die Like a Dog" и „Chicago Octet/Tentet" (с последней группой Брёцман выступает и в настоящее время). Большой состав „чикагского" ансамбля, включающий музыкантов разных поколений как из США, так и из Европы, кажется каким-то анахронизмом — такие фри-джазовые оркестры были популярны в 1960–1970-е годы! Но то, что Брёцману удается удерживать подобный коллектив на плаву, то, что его участники играют оригинальную, творческую музыку и находят понимание у слушателей, позволяет надеяться, что у фри-джаза, да и у джаза в целом еще есть будущее.
Петер Брёцман ярко проявил себя и как лидер больших и малых ансамблей, и как импровизатор, прекрасно владеющий целым рядом духовых инструментов, способный выстроить целую программу из одних сольных номеров, и как участник чужих проектов. Манеру исполнения Брёцмана лучше всех охарактеризовал один из основоположников фри-джаза, американский трубач Дон Черри, сказав о нем: „пулемет" (англ. machine gun — отсюда название пластинки). Петер представляет тот художественный авангард, который сохранился лишь в резервации фри-джаза.